Первые черти и чумной доктор: 5 знаменитых домов архитектора Лишневского в Петербурге - «Статьи о недвижимости»
№ 1603, размещено 30-03-2019, 19:44 1 324 0Зодчий населял свои здания всякой нечистью. Мефистофеля сбили, но «коридор смерти» остался.
Со второй попытки
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Имя архитектора Александра Львовича Лишневского громко прозвучало летом 2015 года, когда вандалы сбили горельеф Мефистофеля с дома на Лахтинской улице. Однако это здание — одно из многих, построенных в Петербурге по его проекту. И все остальные населяют не менее пугающие и мистические существа…
Разобраться в особенностях творчества Лишневского «КП» помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий в Северной столице Федор Грибков.— Александр Лишневский — один из ведущих мастеров петербургского модерна и неоклассицизма, — рассказывает Федор Грибков. — Уроженец города Херсона, он приехал в город на Неве, чтобы поступить в Академию художеств. Однако, успешно ее окончив, он не сразу попал в архитектурную обойму Петербурга — уж слишком высока была конкуренция. Поэтому, проработав несколько лет в качестве городского архитектора Елисаветграда, зодчий вернулся в наш город и снова попытал счастья. Со второго раза у него все получилось.
Дебютной петербургской работой Лишневского стал Дом городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, с которого, как отметил Грибков, и начинается фирменный, почти неповторимый стиль автора: демонический декор, фасады, связанные с эпохой Средневековья, «мотив углового дома»…
Первые черти
Как мы уже отметили, дом на углу Садовой и Вознесенского — это первая монументальная работа мастера в Петербурге. Устрашающие демоны, горгульи, вампиры, летучие мыши… Они тут везде: и на фасаде, и во дворе, и в парадных вестибюлях.
— Доподлинно неизвестно, откуда у архитектора такая любовь к этим страшным существам, но именно таков стиль Лишневского, — подчеркивает Федор Грибков. — Стоит отметить, что конкурс на строительство Дома городских учреждений объявили в 1903 году, а победителем стал зодчий Александр Дмитриев. Однако комиссия решила, что его проект нуждается в переработке, а идею молодого и тогда почти никому не известного Александра Лишневского, который занял второе место, рекомендовали к реализации.
Возможно, тогда Лишневский и подумать не мог, насколько важен для него этот проект. Именно тогда он познакомился со своими будущими заказчиками — подрядчиками строительных работ Федором Рыбиным и Эвальдом Петерсоном, для которых впоследствии возвел доходные дома.
Адрес: Садовая улица, 55−57
Годы постройки: 1904−1906
Коридор смерти
Доходный дом в Большой Коломне построили как раз для семьи Федора Матвеевича Рыбина, строительного подрядчика и купца. Здание находится на углу двух переулков — Прядильного и Люблинского.
— Яркий индивидуальный характер задает контраст по отношению к окружающей рядовой застройке прошлой эпохи, — отмечает наш собеседник. — Башенка напоминает элемент средневековой крепости и украшена зеленой глазурью на уровне третьего и четвертого этажей. В целом перед нами предстают вариации на тему северного модерна: ассиметричный фасад и разнообразные облицовочные материалы.
На уровне первого этажа находится портал, ведущий в парадный вестибюль. Там-то как раз и прячутся фирменные черти Лишневского.— Весьма точно характер этого вестибюля описывает метафора историка Александра Чепеля — «коридор смерти», который внешне чем-то напоминает пещеру, — продолжает Федор Грибков. — Демоны в парадном почти идентичны уже знакомым нам чертям из вестибюлей Дома городских учреждений. Ярко-зеленая глазурь на фасаде взаимодействует с зелеными стеклами парадной лестницы, которые скрывают от глаз проходящих вид на двор.
Адрес: Прядильный переулок, 5
Год постройки: 1908
Неожиданно по-русски
Доходный дом на Петроградской стороне изначально предназначался для инженера Бориса Купермана. Однако позднее Александр Лишневский выкупил его в собственное домовладение.
— Форма фасада напоминает нам дом в Прядильном переулке. Особенно это сходство касается формы башен, в которых тут заключены две парадные лестницы, выходящие в Геслеровский переулок (Чкаловский проспект), — рассказывает Федор Грибков. — Что любопытно, на этот раз Лишневский заменил полюбившихся ему демонов принципиально другим декором — неожиданными для Петербурга мотивами русского стиля!
По словам эксперта, появление такого здания вызвало волну критики. Доходные дома в то время так не строил никто.— Однако Лишневский всегда любил экспериментировать, — объясняет Грибков. — Тем более тогда отмечалось 300-летие дома Романовых, поэтому в 1910-х годах петербургские архитекторы зачастую прибегали к русскому стилю. К тому же Лишневский старался поддержать уже существующий окружающий контекст: напротив находилась Алексеевская церковь, возведенная по проекту Германа Гримма. Правда, в конце 1920-х годов ее капитально перестроили и превратили в заводской корпус (в цех завода «Измеритель». — Прим. автора).
Адрес: Чкаловский проспект, 31
Годы постройки: 1910−1913
«Чумной доктор»
Дом на Лахтинской улице — одно из самых известных зданий, возведенных в Петербурге по проекту Лишневского. Специалисты называют его вершиной творчества архитектора.
— Думаю, что до 2015 года этот дом был хорошо знаком лишь коренным жителям Петроградской стороны и любителям архитектуры. В детстве я качался на качелях и пристально рассматривал его фасад — казалось, что с последнего этажа свисает омерзительная старуха… Потом выяснилось, что это образ Мефистофеля или, по другим данным, певца Федора Шаляпина в образе этого демона, — рассказывает Федор Грибков. — К сожалению, в августе 2015 года горельеф уничтожили вандалы.
Зато до наших дней сохранилась другая яркая декоративная деталь, украшающая фронтон здания: доктор Чума, или чумной доктор.Это расхожий средневековый символ, узнаваемый по маске с птичьим клювом. Этакий стимпанк в петербургской архитектуре.
— Смею предположить, что этим домом Лишневский подвел некий итог своей десятилетней творческой деятельности, — считает специалист.
Адрес: Лахтинская улица, 24
Годы постройки: 1910−1911
Как в Выборге
Еще один угловой дом в творчестве Лишневского находится на пересечении Лиговского проспекта и Свечного переулка. Это доходный дом друга архитектора — владельца частного родильного дома и организатора родильных приютов Аркадия Сагалова.
— Композиция здания — смешение модерна и неоклассики. Большой интерес вызывают рельефы на уровне второго этажа, раскрытые по Свечному переулку. У них есть конкретный прототип, взятый с дома мебельного фабриканта Пиетинена в Выборге, — говорит Федор Грибков. — Лишневский, как и многие другие авторы города на Неве, брал за основу архитектуру Финляндии и переносил ее опыт в петербургское градостроительство.
Однако финский архитектор Армас Линдгрен изобразил на фасаде дома в Выборге сюжеты эпоса Калевала, а Лишневский превратил их в нечто похожее на персонажей античной мифологии.
— Классика более привычна Северной столице, и Лишневскому удалось сохранить истинную петербургскую традицию, — добавляет эксперт.
Адрес: Лиговский проспект, 91
Годы постройки: 1913−1914
Кстати
В советский период Александр Лишневский продолжил работать в Петербурге. В основном он создавал здания школ, но почти всегда пытался сохранить дореволюционные традиции.
— Один раз у него это даже получилось, — говорит специалист в области модерна Федор Грибков. — Жилой дом на Невском проспекте, 141, выглядит как реликт из дореволюционной эпохи благодаря авторским декоративным деталям: орлы на колесницах, подсолнухи… Хотя он был построен в 1936 году!
- 1 324
- 0
- 30-03-2019, 19:44
Лучшие новости сегодня
Читайте также другие новости