Первые черти и чумной доктор: 5 знаменитых домов архитектора Лишневского в Петербурге - «Статьи о недвижимости» » Ищи тут
Местоположение
Поиск по объявлениям
Выберите категорию
Марка автомобиля
Тип кузова
Год выпуска
Пробег, тыс. км.
Коробка передач
Тип двигателя
Объём двигателя, л.
Привод
Владельцев по ПТС
Вид техники
Вид техники
Вид техники
Вид товара
Вид объекта
Тип дома
Вид объекта
Количество комнат
Вид объекта
Общая площадь, м2
Материал стен
Этаж
Этажей в доме
Лоджия/балкон
Санузел
Категория земель
Площадь участка, сот.
Расстояние до города, км
Сфера деятельности
График работы
Опыт работы
Стаж работы, лет
Образование
Пол
Возраст, лет
Вид услуги
Вид одежды
Вид одежды
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид телефона
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид велосипеда
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Порода
Порода
Вид животного
Вид бизнеса
Вид оборудования
Тип объявления
Цена, руб.
Сортировка по
Настройки поиска
Доска объявлений - Ищи тут / Статьи / Первые черти и чумной доктор: 5 знаменитых домов архитектора Лишневского в Петербурге - «Статьи о недвижимости»

    Зодчий населял свои здания всякой нечистью. Мефистофеля сбили, но «коридор смерти» остался.

    Со второй попытки


    «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Имя архитектора Александра Львовича Лишневского громко прозвучало летом 2015 года, когда вандалы сбили горельеф Мефистофеля с дома на Лахтинской улице. Однако это здание — одно из многих, построенных в Петербурге по его проекту. И все остальные населяют не менее пугающие и мистические существа…

    Разобраться в особенностях творчества Лишневского «КП» помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий в Северной столице Федор Грибков.

    — Александр Лишневский — один из ведущих мастеров петербургского модерна и неоклассицизма, — рассказывает Федор Грибков. — Уроженец города Херсона, он приехал в город на Неве, чтобы поступить в Академию художеств. Однако, успешно ее окончив, он не сразу попал в архитектурную обойму Петербурга — уж слишком высока была конкуренция. Поэтому, проработав несколько лет в качестве городского архитектора Елисаветграда, зодчий вернулся в наш город и снова попытал счастья. Со второго раза у него все получилось.


    Дебютной петербургской работой Лишневского стал Дом городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, с которого, как отметил Грибков, и начинается фирменный, почти неповторимый стиль автора: демонический декор, фасады, связанные с эпохой Средневековья, «мотив углового дома»…

    Первые черти


    Как мы уже отметили, дом на углу Садовой и Вознесенского — это первая монументальная работа мастера в Петербурге. Устрашающие демоны, горгульи, вампиры, летучие мыши… Они тут везде: и на фасаде, и во дворе, и в парадных вестибюлях.

    — Доподлинно неизвестно, откуда у архитектора такая любовь к этим страшным существам, но именно таков стиль Лишневского, — подчеркивает Федор Грибков. — Стоит отметить, что конкурс на строительство Дома городских учреждений объявили в 1903 году, а победителем стал зодчий Александр Дмитриев. Однако комиссия решила, что его проект нуждается в переработке, а идею молодого и тогда почти никому не известного Александра Лишневского, который занял второе место, рекомендовали к реализации.


    Возможно, тогда Лишневский и подумать не мог, насколько важен для него этот проект. Именно тогда он познакомился со своими будущими заказчиками — подрядчиками строительных работ Федором Рыбиным и Эвальдом Петерсоном, для которых впоследствии возвел доходные дома.


    Адрес: Садовая улица, 55−57


    Годы постройки: 1904−1906


    Коридор смерти


    Доходный дом в Большой Коломне построили как раз для семьи Федора Матвеевича Рыбина, строительного подрядчика и купца. Здание находится на углу двух переулков — Прядильного и Люблинского.

    — Яркий индивидуальный характер задает контраст по отношению к окружающей рядовой застройке прошлой эпохи, — отмечает наш собеседник. — Башенка напоминает элемент средневековой крепости и украшена зеленой глазурью на уровне третьего и четвертого этажей. В целом перед нами предстают вариации на тему северного модерна: ассиметричный фасад и разнообразные облицовочные материалы.

    На уровне первого этажа находится портал, ведущий в парадный вестибюль. Там-то как раз и прячутся фирменные черти Лишневского.

    — Весьма точно характер этого вестибюля описывает метафора историка Александра Чепеля — «коридор смерти», который внешне чем-то напоминает пещеру, — продолжает Федор Грибков. — Демоны в парадном почти идентичны уже знакомым нам чертям из вестибюлей Дома городских учреждений. Ярко-зеленая глазурь на фасаде взаимодействует с зелеными стеклами парадной лестницы, которые скрывают от глаз проходящих вид на двор.


    Адрес: Прядильный переулок, 5


    Год постройки: 1908


    Неожиданно по-русски


    Доходный дом на Петроградской стороне изначально предназначался для инженера Бориса Купермана. Однако позднее Александр Лишневский выкупил его в собственное домовладение.

    — Форма фасада напоминает нам дом в Прядильном переулке. Особенно это сходство касается формы башен, в которых тут заключены две парадные лестницы, выходящие в Геслеровский переулок (Чкаловский проспект), — рассказывает Федор Грибков. — Что любопытно, на этот раз Лишневский заменил полюбившихся ему демонов принципиально другим декором — неожиданными для Петербурга мотивами русского стиля!

    По словам эксперта, появление такого здания вызвало волну критики. Доходные дома в то время так не строил никто.

    — Однако Лишневский всегда любил экспериментировать, — объясняет Грибков. — Тем более тогда отмечалось 300-летие дома Романовых, поэтому в 1910-х годах петербургские архитекторы зачастую прибегали к русскому стилю. К тому же Лишневский старался поддержать уже существующий окружающий контекст: напротив находилась Алексеевская церковь, возведенная по проекту Германа Гримма. Правда, в конце 1920-х годов ее капитально перестроили и превратили в заводской корпус (в цех завода «Измеритель». — Прим. автора).


    Адрес: Чкаловский проспект, 31


    Годы постройки: 1910−1913


    «Чумной доктор»


    Дом на Лахтинской улице — одно из самых известных зданий, возведенных в Петербурге по проекту Лишневского. Специалисты называют его вершиной творчества архитектора.

    — Думаю, что до 2015 года этот дом был хорошо знаком лишь коренным жителям Петроградской стороны и любителям архитектуры. В детстве я качался на качелях и пристально рассматривал его фасад — казалось, что с последнего этажа свисает омерзительная старуха… Потом выяснилось, что это образ Мефистофеля или, по другим данным, певца Федора Шаляпина в образе этого демона, — рассказывает Федор Грибков. — К сожалению, в августе 2015 года горельеф уничтожили вандалы.

    Зато до наших дней сохранилась другая яркая декоративная деталь, украшающая фронтон здания: доктор Чума, или чумной доктор.

    Это расхожий средневековый символ, узнаваемый по маске с птичьим клювом. Этакий стимпанк в петербургской архитектуре.


    — Смею предположить, что этим домом Лишневский подвел некий итог своей десятилетней творческой деятельности, — считает специалист.


    Адрес: Лахтинская улица, 24


    Годы постройки: 1910−1911


    Как в Выборге


    Еще один угловой дом в творчестве Лишневского находится на пересечении Лиговского проспекта и Свечного переулка. Это доходный дом друга архитектора — владельца частного родильного дома и организатора родильных приютов Аркадия Сагалова.

    — Композиция здания — смешение модерна и неоклассики. Большой интерес вызывают рельефы на уровне второго этажа, раскрытые по Свечному переулку. У них есть конкретный прототип, взятый с дома мебельного фабриканта Пиетинена в Выборге, — говорит Федор Грибков. — Лишневский, как и многие другие авторы города на Неве, брал за основу архитектуру Финляндии и переносил ее опыт в петербургское градостроительство.


    Однако финский архитектор Армас Линдгрен изобразил на фасаде дома в Выборге сюжеты эпоса Калевала, а Лишневский превратил их в нечто похожее на персонажей античной мифологии.


    — Классика более привычна Северной столице, и Лишневскому удалось сохранить истинную петербургскую традицию, — добавляет эксперт.


    Адрес: Лиговский проспект, 91


    Годы постройки: 1913−1914


    Кстати


    В советский период Александр Лишневский продолжил работать в Петербурге. В основном он создавал здания школ, но почти всегда пытался сохранить дореволюционные традиции.


    — Один раз у него это даже получилось, — говорит специалист в области модерна Федор Грибков. — Жилой дом на Невском проспекте, 141, выглядит как реликт из дореволюционной эпохи благодаря авторским декоративным деталям: орлы на колесницах, подсолнухи… Хотя он был построен в 1936 году!


    Зодчий населял свои здания всякой нечистью. Мефистофеля сбили, но «коридор смерти» остался. Со второй попытки «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Имя архитектора Александра Львовича Лишневского громко прозвучало летом 2015 года, когда вандалы сбили горельеф Мефистофеля с дома на Лахтинской улице. Однако это здание — одно из многих, построенных в Петербурге по его проекту. И все остальные населяют не менее пугающие и мистические существа… Разобраться в особенностях творчества Лишневского «КП» помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий в Северной столице Федор Грибков. — Александр Лишневский — один из ведущих мастеров петербургского модерна и неоклассицизма, — рассказывает Федор Грибков. — Уроженец города Херсона, он приехал в город на Неве, чтобы поступить в Академию художеств. Однако, успешно ее окончив, он не сразу попал в архитектурную обойму Петербурга — уж слишком высока была конкуренция. Поэтому, проработав несколько лет в качестве городского архитектора Елисаветграда, зодчий вернулся в наш город и снова попытал счастья. Со второго раза у него все получилось. Дебютной петербургской работой Лишневского стал Дом городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, с которого, как отметил Грибков, и начинается фирменный, почти неповторимый стиль автора: демонический декор, фасады, связанные с эпохой Средневековья, «мотив углового дома»… Первые черти Как мы уже отметили, дом на углу Садовой и Вознесенского — это первая монументальная работа мастера в Петербурге. Устрашающие демоны, горгульи, вампиры, летучие мыши… Они тут везде: и на фасаде, и во дворе, и в парадных вестибюлях. — Доподлинно неизвестно, откуда у архитектора такая любовь к этим страшным существам, но именно таков стиль Лишневского, — подчеркивает Федор Грибков. — Стоит отметить, что конкурс на строительство Дома городских учреждений объявили в 1903 году, а победителем стал зодчий Александр Дмитриев. Однако комиссия решила, что его проект нуждается в переработке, а идею молодого и тогда почти никому не известного Александра Лишневского, который занял второе место, рекомендовали к реализации. Возможно, тогда Лишневский и подумать не мог, насколько важен для него этот проект. Именно тогда он познакомился со своими будущими заказчиками — подрядчиками строительных работ Федором Рыбиным и Эвальдом Петерсоном, для которых впоследствии возвел доходные дома. Адрес: Садовая улица, 55−57 Годы постройки: 1904−1906 Коридор смерти Доходный дом в Большой Коломне построили как раз для семьи Федора Матвеевича Рыбина, строительного подрядчика и купца. Здание находится на углу двух переулков — Прядильного и Люблинского. — Яркий индивидуальный характер задает контраст по отношению к окружающей рядовой застройке прошлой эпохи, — отмечает наш собеседник. — Башенка напоминает элемент средневековой крепости и украшена зеленой глазурью на уровне третьего и четвертого этажей. В целом перед нами предстают вариации на тему северного модерна: ассиметричный фасад и разнообразные облицовочные материалы. На уровне первого этажа находится портал, ведущий в парадный вестибюль. Там-то как раз и прячутся фирменные черти Лишневского. — Весьма точно характер этого вестибюля описывает метафора историка Александра Чепеля — «коридор смерти», который внешне чем-то напоминает пещеру, — продолжает Федор Грибков. — Демоны в парадном почти идентичны уже знакомым нам чертям из вестибюлей Дома городских учреждений. Ярко-зеленая глазурь на фасаде взаимодействует с зелеными стеклами парадной лестницы, которые скрывают от глаз проходящих вид на двор. Адрес: Прядильный переулок, 5 Год постройки: 1908 Неожиданно по-русски Доходный дом на Петроградской стороне изначально предназначался для инженера Бориса Купермана. Однако позднее Александр Лишневский выкупил его в собственное домовладение. — Форма фасада напоминает нам дом в Прядильном переулке. Особенно это сходство касается формы башен, в которых тут заключены две парадные лестницы, выходящие в Геслеровский переулок (Чкаловский проспект), — рассказывает Федор Грибков. — Что любопытно, на этот раз Лишневский заменил полюбившихся ему демонов принципиально другим декором — неожиданными для Петербурга мотивами русского стиля! По словам эксперта, появление такого здания вызвало волну критики. Доходные дома в то время так не строил никто. — Однако Лишневский всегда любил экспериментировать, — объясняет Грибков. — Тем более тогда отмечалось 300-летие дома Романовых, поэтому в 1910-х годах петербургские архитекторы зачастую прибегали к русскому стилю. К тому же Лишневский старался поддержать уже существующий окружающий контекст: напротив находилась Алексеевская церковь, возведенная по проекту Германа Гримма. Правда, в конце 1920-х годов ее капитально перестроили и превратили в заводской корпус (в цех завода «Измеритель». — Прим. автора). Адрес: Чкаловский проспект, 31 Годы постройки: 1910−1913 «Чумной доктор» Дом на Лахтинской улице — одно из самых известных зданий, возведенных в Петербурге по проекту Лишневского. Специалисты называют его вершиной творчества архитектора. — Думаю, что до 2015 года этот дом был хорошо знаком лишь коренным жителям Петроградской стороны и любителям архитектуры. В детстве я качался на качелях и пристально рассматривал его фасад — казалось, что с последнего этажа свисает омерзительная старуха… Потом выяснилось, что это образ Мефистофеля или, по другим данным, певца Федора Шаляпина в образе этого демона, — рассказывает Федор Грибков. — К сожалению, в августе 2015 года горельеф уничтожили вандалы. Зато до наших дней сохранилась другая яркая декоративная деталь, украшающая фронтон здания: доктор Чума, или чумной доктор. Это расхожий средневековый символ, узнаваемый по маске с птичьим клювом. Этакий стимпанк в петербургской архитектуре. — Смею предположить, что этим домом Лишневский подвел некий итог своей десятилетней творческой деятельности, — считает специалист. Адрес: Лахтинская улица, 24 Годы постройки: 1910−1911 Как в Выборге Еще один угловой дом в творчестве Лишневского находится на пересечении Лиговского проспекта и Свечного переулка. Это доходный дом друга архитектора — владельца частного родильного дома и организатора родильных приютов Аркадия Сагалова. — Композиция здания — смешение модерна и неоклассики. Большой интерес вызывают рельефы на уровне второго этажа, раскрытые по Свечному переулку. У них есть конкретный прототип, взятый с дома мебельного фабриканта Пиетинена в Выборге, — говорит Федор Грибков. — Лишневский, как и многие другие авторы города на Неве, брал за основу архитектуру Финляндии и переносил ее опыт в петербургское градостроительство. Однако финский архитектор Армас Линдгрен изобразил на фасаде дома в Выборге сюжеты эпоса Калевала, а Лишневский превратил их в нечто похожее на персонажей античной мифологии. — Классика более привычна Северной столице, и Лишневскому удалось сохранить истинную петербургскую традицию, — добавляет эксперт. Адрес: Лиговский проспект, 91 Годы постройки: 1913−1914 Кстати В советский период Александр Лишневский продолжил работать в Петербурге. В основном он создавал здания школ, но почти всегда пытался сохранить дореволюционные традиции. — Один раз у него это даже получилось, — говорит специалист в области модерна Федор Грибков. — Жилой дом на Невском проспекте, 141, выглядит как реликт из дореволюционной эпохи благодаря авторским декоративным деталям: орлы на колесницах, подсолнухи… Хотя он был построен в 1936 году!
  • 1 324
  • 0
  • 30-03-2019, 19:44
+1

Лучшие новости сегодня


Комментарии (0)
Написать
Читайте также другие новости