Эти шедевры советской архитектуры были забыты. Теперь квартиры в них стоят миллионы - «Статьи о недвижимости» » Ищи тут
Местоположение
Поиск по объявлениям
Выберите категорию
Марка автомобиля
Тип кузова
Год выпуска
Пробег, тыс. км.
Коробка передач
Тип двигателя
Объём двигателя, л.
Привод
Владельцев по ПТС
Вид техники
Вид техники
Вид техники
Вид товара
Вид объекта
Тип дома
Вид объекта
Количество комнат
Вид объекта
Общая площадь, м2
Материал стен
Этаж
Этажей в доме
Лоджия/балкон
Санузел
Категория земель
Площадь участка, сот.
Расстояние до города, км
Сфера деятельности
График работы
Опыт работы
Стаж работы, лет
Образование
Пол
Возраст, лет
Вид услуги
Вид одежды
Вид одежды
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид телефона
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид велосипеда
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Вид товара
Порода
Порода
Вид животного
Вид бизнеса
Вид оборудования
Тип объявления
Цена, руб.
Сортировка по
Настройки поиска
Доска объявлений - Ищи тут / Статьи / Эти шедевры советской архитектуры были забыты. Теперь квартиры в них стоят миллионы - «Статьи о недвижимости»

    Московский архитектурный авангард давно стал объектами поклонения ценителей, сначала редких, но сейчас этот стиль становится все популярнее. А ведь перестраивались эти памятники начиная с 1940-х и до нашего времени. Что ушло, а что осталось после переделок, «Ленте.ру» рассказали краеведы, урбанисты и аналитики рынка.

    Московский конструктивизм и, шире, московский авангард давно стали объектами поклонения ценителей, сначала редких, но сейчас этот стиль становится все популярнее. Вместе с тем конструктивистские здания многократно перестраивались — начиная с 1940-х и до нашего времени. О том, какие авангардистские и конструктивистские здания достойны восхищения и что ушло, а что осталось после переделок, «Ленте.ру» рассказали краеведы, урбанисты и аналитики рынка.

    Здание Центросоюза, построенное по проекту Ле Корбюзье / Агентство "Москва

    Судьба быть перестроенными постигла если не всех, то большинство столичных конструктивистских и авангардистских шедевров, рассказывает Денис Ромодин, старший научный сотрудник музея «Пресня».


    «К счастью, почти все они в целом сохранили свою первоначальную функцию — она менялась частично, исходя из новых требований к жилым, административным и зрелищным зданиям. Но вообще в 1990-х многие клубы и гаражи изменили свое назначение — часть клубов превратилась в офисы или банкетные залы. Интерьеры общественных зданий начали меняться гораздо раньше — в послевоенное время: их приводили в соответствие “сталинскому” стилю, — рассказывает Ромодин. — Еще одна волна прошла в 1960—1970-х годах, тогда административные здания перестраивали внутри для современных нужд.

    В итоге, увы, почти во всех постройках периода авангарда было заменено остекление. Часто застраивались открытые галереи и большие остекленные пространства, что нарушило изначальный визуальный эффект восприятия таких построек».

    Перечень памятников авангарда можно продолжить: архитектор Алексей Гинзбург, партнер «Гинзбург Архитектс» и профессор МАрхИ, добавляет к уже названным объектам Московский планетарий, ДК Зуева, здание «Известий», клуб «Каучук», павильон «Самолет» строительной выставки на Фрунзенской набережной.

    Эти шедевры советской архитектуры были забыты. Теперь квартиры в них стоят миллионы - «Статьи о недвижимости»

    «Да, в основном жилые здания остались жилыми, дом-коммуна на Орджоникидзе была переделана в общежитие студентов (самим же архитектором Николаевым), здания газет, павильонов, Центросоюза использовались как административные помещения (офисы), клубы и планетарий назначения не сменили, — продолжает Алексей Гинзбург. — Дело в том, что принципом той архитектуры была обусловленность функцией. Архитекторы начали проектировать здания “изнутри наружу”, отталкиваясь от задачи достижения максимальной эффективности и удобства пользователей, поэтому принципиально другое функциональное назначение сложно впихнуть в эти дома без их радикальной переделки».


    Алексей Гинзбург отмечает разницу в подходе к переустройству авангардистских зданий в 40−60-е и в 80−90-е. Первый этап был связан главным образом с увеличением площади зданий, причем часто — без проекта, «хозспособом». В этот период застроили первый этаж дома Наркомфина, сделали пристройки к зданиям «Известий», к клубам, к дому Центросоюза.

    «Так, например, были переделаны нижние этажи “Известий”, чтобы сделать входы в рестораны с Пушкинской площади, — рассказывает Гинзбург. — Фасады зданий, облицованные терразитовой и другими типами штукатурки, красились много раз — так было проще о них заботиться, 

    — да и краска использовалась “радостная”, когда бежевая (“Известия”), когда и розовая (ДК имени Зуева). Оригинальные окна заменяли на кондовые деревянные (в советский период) и пластиковые (в постсоветский). Перекрашивались интерьеры, поверх наливных полов укладывался паркет “елочкой” как, например, в доме Наркомфина».

    Таганская автоматическая телефонная станция / Nikolai Vassiliev, CC-BY-SA-4.0, commons.wikimedia.org

    Тимур Шабаев, архитектор, партнер архитектурного бюро DROM, Нидерланды, убежден: именно «аскетичный дух» архитектуры раннего модернизма во многом созвучен с сегодняшними идеями «разумного потребления и антиконсюмеризма». «Безусловно, за девяносто лет, прошедших со времени строительства тех объектов, изменились требования к технологической начинке зданий, —рассуждает Шабаев. — Но, как показывает опыт Нидерландов, новые инженерные системы могут быть деликатно интегрированы. В вопросе же сохранения наследия ключевым является понятие “аутентичности”, но это понятие не так однозначно, и можно выделить разные его аспекты: это и аутентичность материалов, из которых построено здание, и аутентичность облика, и аутентичность концепции, которая привела к появлениям тех или иных форм».


    Увы, разные аспекты аутентичности иногда исключают друг друга.

    «Непростым выбором для архитектора, который занят проектом адаптивного переиспользования, становится решение: какому аспекту дать предпочтение в том или ином случае», — отмечает эксперт.

    В результате так называемого адаптивного переиспользования, объект неизбежно меняется, но приобретает и новые качества. «Это позволяет сохранить ключевые ценности здания для последующих поколений — продолжая его использование в новых реалиях», — уверен Шабаев. — Выбирая новую программу для объектов московского конструктивизма, безусловно, следует принимать во внимание их изначальную функцию, стараясь сохранить те идеи, ценности и качества пространств, которые были заложены их авторами.

    Собеседники «Ленты» убеждены: до недавнего времени ценность многих объектов эпохи авангарда просто не осознавалась. «Да и до сих пор осознается не всеми», 

    — говорит Тимур Шабаев, добавляя, что причиной тому утилитарное отношение к объектам — их приспособили под текущие нужды, не заботясь об аутентичности.

    «Город продолжал развиваться, когда авангардистские здания оказались заброшены, — рассуждает Алексей Гинзбург. — Некоторые из них остались стоять на заметных в городе местах, но более поздняя застройка уже не учитывала ни масштаб, ни композиционное устройство этих зданий.

    Так пристроился вплотную, закрыв боковой фасад “Известий”, новый редакционный корпус в 1980 году, сделав эффектное кубическое здание зрительно плоским.

    Так оказались зажаты между своими более поздними и крупными соседями мельниковские гаражи на Сущевском Валу и на Каретном Ряду и т. д. А некоторые из памятников той эпохи оказались спрятанными внутри изменившейся и наросшей городской ткани. Сейчас к ним ведут узкие дорожки, как, например, к павильонам строительной выставки на Фрунзенской набережной, где главный вход “съехал” с основной оси вбок, из-за чего здания оказались полностью спрятанными от внешнего мира внутри дворов новой застройки. Характерен пример дома Мельникова в Кривоарбатском переулке, со всех сторон зажатого между новыми жилыми домами, фундаменты и подземные конструкции которых изменили течение грунтовых вод на участке».


    «Да и сейчас размещать по соседству можно все, что не искажает вид постройки, — убежден Мержанов. — И надо пускать на объекты экскурсантов. Что касается московских утрат, — это телефонная станция на Покровском бульваре, Рогожский Мосторг, жилой дом на углу набережной и Комиссариатского моста, ДК имени Серафимовича, гостиница “Северная” на Сущевском Валу. В Московской области — водонапорная башня в Коломне, мост через Пахру в Подольске, Дом Стройбюро в Королеве, ДК в Мытищах».

    Что касается тех авангардистских объектов, что остались сохранными, — как напоминает Денис Попов, управляющий партнер Contact Real Estate, большинство районов, где они расположены, теперь принадлежат к так называемым элитным или потенциально элитным. «И по-прежнему многие покупатели, которые выбирают недвижимость в центре Москвы, делают свой выбор в пользу домов с историей, которые привлекают их как своей нематериальной ценностью (как статусом памятника эпохи), так и необычными фасадами, планировочными решениями, высокими потолками, выигрышным месторасположением и видами из окон, — говорит эксперт.

    — Вот почему редевелопмент подобных проектов может быть оправдан с экономической точки зрения, если, конечно, у девелопера есть возможность изменить технические параметры дома и вдохнуть в проект новую жизнь, переосмыслив его и наполнив современными опциями.

    Другой вопрос, что редевелопмент в принципе является очень сложным процессом: надо тщательно учитывать эстетические и технические аспекты — бережную реконструкцию фасада здания, замену перекрытий, оснащение современными коммуникациями, — не забывая при этом об окружающей среде. Трудности возникают и с устройством подземного паркинга, а также лифтов, потому что у некоторых проектов эпохи конструктивизма, например, такие опции отсутствуют. Еще одной возможной проблемой может стать отсутствие ванных комнат и слишком маленькие кухни».


    По оценкам компании, сейчас предложения на рынке вторичного жилья в домах-памятниках двадцатых-тридцатых годов единичны, а наибольший объем представлен в «Доме на набережной» (Первый дом Советов, дом Совнаркома и ЦИК, улица Серафимовича, 2, архитектор Борис Иофан при участии Дмитрия Иофана, 1927−1931). Порядок цен такой: двухкомнатная квартира площадью 61 квадратный метр выставлена на продажу за 36 миллионов рублей. В жилом доме Госстраха (Малая Бронная 21/13, строение 1) продается компактная «трешка» площадью 49 метров за 20,5 миллиона. В доме-коммуне на Гоголевском бульваре, 8 небольшую «двушку» площадью 37 метров продают за 23,5 миллиона. В жилом доме артистов МХАТ (Брюсов переулок, 17) четырехкомнатная квартира площадью 120 метров выставлена за 90 миллионов рублей. «Важно в данном случае понимать всю ценность сохранения исторических планировок и интерьеров, а также архитектурно-инженерных идей внутри помещений: не застраивать перегородками, подвесными потолками и т. д.». — в завершение советует будущим обитателям советских конструктивистских и авангардистских зданий Денис Ромодин.


    Московский архитектурный авангард давно стал объектами поклонения ценителей, сначала редких, но сейчас этот стиль становится все популярнее. А ведь перестраивались эти памятники начиная с 1940-х и до нашего времени. Что ушло, а что осталось после переделок, «Ленте.ру» рассказали краеведы, урбанисты и аналитики рынка. Московский конструктивизм и, шире, московский авангард давно стали объектами поклонения ценителей, сначала редких, но сейчас этот стиль становится все популярнее. Вместе с тем конструктивистские здания многократно перестраивались — начиная с 1940-х и до нашего времени. О том, какие авангардистские и конструктивистские здания достойны восхищения и что ушло, а что осталось после переделок, «Ленте.ру» рассказали краеведы, урбанисты и аналитики рынка. Здание Центросоюза, построенное по проекту Ле Корбюзье / Агентство "Москва Судьба быть перестроенными постигла если не всех, то большинство столичных конструктивистских и авангардистских шедевров, рассказывает Денис Ромодин, старший научный сотрудник музея «Пресня». «К счастью, почти все они в целом сохранили свою первоначальную функцию — она менялась частично, исходя из новых требований к жилым, административным и зрелищным зданиям. Но вообще в 1990-х многие клубы и гаражи изменили свое назначение — часть клубов превратилась в офисы или банкетные залы. Интерьеры общественных зданий начали меняться гораздо раньше — в послевоенное время: их приводили в соответствие “сталинскому” стилю, — рассказывает Ромодин. — Еще одна волна прошла в 1960—1970-х годах, тогда административные здания перестраивали внутри для современных нужд. В итоге, увы, почти во всех постройках периода авангарда было заменено остекление. Часто застраивались открытые галереи и большие остекленные пространства, что нарушило изначальный визуальный эффект восприятия таких построек». Перечень памятников авангарда можно продолжить: архитектор Алексей Гинзбург, партнер «Гинзбург Архитектс» и профессор МАрхИ, добавляет к уже названным объектам Московский планетарий, ДК Зуева, здание «Известий», клуб «Каучук», павильон «Самолет» строительной выставки на Фрунзенской набережной. «Да, в основном жилые здания остались жилыми, дом-коммуна на Орджоникидзе была переделана в общежитие студентов (самим же архитектором Николаевым), здания газет, павильонов, Центросоюза использовались как административные помещения (офисы), клубы и планетарий назначения не сменили, — продолжает Алексей Гинзбург. — Дело в том, что принципом той архитектуры была обусловленность функцией. Архитекторы начали проектировать здания “изнутри наружу”, отталкиваясь от задачи достижения максимальной эффективности и удобства пользователей, поэтому принципиально другое функциональное назначение сложно впихнуть в эти дома без их радикальной переделки». Алексей Гинзбург отмечает разницу в подходе к переустройству авангардистских зданий в 40−60-е и в 80−90-е. Первый этап был связан главным образом с увеличением площади зданий, причем часто — без проекта, «хозспособом». В этот период застроили первый этаж дома Наркомфина, сделали пристройки к зданиям «Известий», к клубам, к дому Центросоюза. «Так, например, были переделаны нижние этажи “Известий”, чтобы сделать входы в рестораны с Пушкинской площади, — рассказывает Гинзбург. — Фасады зданий, облицованные терразитовой и другими типами штукатурки, красились много раз — так было проще о них заботиться, — да и краска использовалась “радостная”, когда бежевая (“Известия”), когда и розовая (ДК имени Зуева). Оригинальные окна заменяли на кондовые деревянные (в советский период) и пластиковые (в постсоветский). Перекрашивались интерьеры, поверх наливных полов укладывался паркет “елочкой” как, например, в доме Наркомфина». Таганская автоматическая телефонная станция / Nikolai Vassiliev, CC-BY-SA-4.0, commons.wikimedia.org Тимур Шабаев, архитектор, партнер архитектурного бюро DROM, Нидерланды, убежден: именно «аскетичный дух» архитектуры раннего модернизма во многом созвучен с сегодняшними идеями «разумного потребления и антиконсюмеризма». «Безусловно, за девяносто лет, прошедших со времени строительства тех объектов, изменились требования к технологической начинке зданий, —рассуждает Шабаев. — Но, как показывает опыт Нидерландов, новые инженерные системы могут быть деликатно интегрированы. В вопросе же сохранения наследия ключевым является понятие “аутентичности”, но это понятие не так однозначно, и можно выделить разные его аспекты: это и аутентичность материалов, из которых построено здание, и аутентичность облика, и аутентичность концепции, которая привела к появлениям тех или иных форм». Увы, разные аспекты аутентичности иногда исключают друг друга. «Непростым выбором для архитектора, который занят проектом адаптивного переиспользования, становится решение: какому аспекту дать предпочтение в том или ином случае», — отмечает эксперт. В результате так называемого адаптивного переиспользования, объект неизбежно меняется, но приобретает и новые качества. «Это позволяет сохранить ключевые ценности здания для последующих поколений — продолжая его использование в новых реалиях», — уверен Шабаев. — Выбирая новую программу для объектов московского конструктивизма, безусловно, следует принимать во внимание их изначальную функцию, стараясь сохранить те идеи, ценности и качества пространств, которые были заложены их авторами. Собеседники «Ленты» убеждены: до недавнего времени ценность многих объектов эпохи авангарда просто не осознавалась. «Да и до сих пор осознается не всеми», — говорит Тимур Шабаев, добавляя, что причиной тому утилитарное отношение к объектам — их приспособили под текущие нужды, не заботясь об аутентичности. «Город продолжал развиваться, когда авангардистские здания оказались заброшены, — рассуждает Алексей Гинзбург. — Некоторые из них остались стоять на заметных в городе местах, но более поздняя застройка уже не учитывала ни масштаб, ни композиционное устройство этих зданий. Так пристроился вплотную, закрыв боковой фасад “Известий”, новый редакционный корпус в 1980 году, сделав эффектное кубическое здание зрительно плоским. Так оказались зажаты между своими более поздними и крупными соседями мельниковские гаражи на Сущевском Валу и на Каретном Ряду и т. д. А некоторые из памятников той эпохи оказались спрятанными внутри изменившейся и наросшей городской ткани. Сейчас к ним ведут узкие дорожки, как, например, к павильонам строительной выставки на Фрунзенской набережной, где главный вход “съехал” с основной оси вбок, из-за чего здания оказались полностью спрятанными от внешнего мира внутри дворов новой застройки. Характерен пример дома Мельникова в Кривоарбатском переулке, со всех сторон зажатого между новыми жилыми домами, фундаменты и подземные конструкции которых изменили течение грунтовых вод на участке». «Да и сейчас размещать по соседству можно все, что не искажает вид постройки, — убежден Мержанов. — И надо пускать на объекты экскурсантов. Что касается московских утрат, — это телефонная станция на Покровском бульваре, Рогожский Мосторг, жилой дом на углу набережной и Комиссариатского моста, ДК имени Серафимовича, гостиница “Северная” на Сущевском Валу. В Московской области — водонапорная башня в Коломне, мост через Пахру в Подольске, Дом Стройбюро в Королеве, ДК в Мытищах». Что касается тех авангардистских объектов, что остались сохранными, — как напоминает Денис Попов, управляющий партнер Contact Real Estate, большинство районов, где они расположены, теперь принадлежат к так называемым элитным или потенциально элитным. «И по-прежнему многие покупатели, которые выбирают недвижимость в центре Москвы, делают свой выбор в пользу домов с историей, которые привлекают их как своей нематериальной ценностью (как статусом памятника эпохи), так и необычными фасадами, планировочными решениями, высокими потолками, выигрышным месторасположением и видами из окон, — говорит эксперт. — Вот почему редевелопмент подобных проектов может быть оправдан с экономической точки зрения, если, конечно, у девелопера есть возможность изменить технические параметры дома и вдохнуть в проект новую жизнь, переосмыслив его и наполнив современными опциями. Другой вопрос, что редевелопмент в принципе является очень сложным процессом: надо тщательно учитывать эстетические и технические аспекты — бережную реконструкцию фасада здания, замену перекрытий, оснащение современными коммуникациями, — не забывая при этом об окружающей среде. Трудности возникают и с устройством подземного паркинга, а также лифтов, потому что у некоторых проектов эпохи конструктивизма, например, такие опции отсутствуют. Еще одной возможной проблемой может стать отсутствие ванных комнат и слишком маленькие кухни». По оценкам компании, сейчас предложения на рынке вторичного жилья в домах-памятниках двадцатых-тридцатых годов единичны, а наибольший объем представлен в «Доме на набережной» (Первый дом Советов, дом Совнаркома и ЦИК, улица Серафимовича, 2, архитектор Борис Иофан при участии Дмитрия Иофана, 1927−1931). Порядок цен такой: двухкомнатная квартира площадью 61 квадратный метр выставлена на продажу за 36 миллионов рублей. В жилом доме Госстраха (Малая Бронная 21/13, строение 1) продается компактная «трешка» площадью 49 метров за 20,5 миллиона. В доме-коммуне на Гоголевском бульваре, 8 небольшую «двушку» площадью 37 метров продают за 23,5 миллиона. В жилом доме артистов МХАТ (Брюсов переулок, 17) четырехкомнатная квартира площадью 120 метров выставлена за 90 миллионов рублей. «Важно в данном случае понимать всю ценность сохранения исторических планировок и интерьеров, а также архитектурно-инженерных идей внутри помещений: не застраивать перегородками, подвесными потолками и т. д.». — в завершение советует будущим обитателям советских конструктивистских и авангардистских зданий Денис Ромодин.
  • 1 492
  • 0
  • 30-03-2019, 11:16
0

Лучшие новости сегодня


Комментарии (0)
Написать
Читайте также другие новости