Соколы и чипы. Тайная жизнь лифтов в московских высотках - «Статьи о недвижимости»
№ 1295, размещено 30-03-2019, 18:30 2 510 0Само существование небоскребов было бы невозможным без лифтов. Cегодня лифтовые технологии дошли почти до космического уровня. Рассказываем и показываем подробности о них на примере сталинской высотки на Котельнической набережной в Москве.
Жизнь высотная
Агентство «Москва»Первые лифты в жилом доме на Котельнической набережной появились вместе с 176-метровым зданием в 1952 году. «Тогда кабины лифтов изнутри были деревянными. Современные же имеют что-то общее с историческими: отделка выполнена в бежевых тонах. Этот дизайн мы согласовывали с жителями, целый “консилиум” созывали», — рассказывает старший производитель работ компании «Мослифт» Александр Вяльченков, пока мы поднимаемся в машинное отделение лифтов высотки.
Квартиры в центральном корпусе здания находятся на 26 этажах, выше идут технические помещения, и на 32 этаже располагается лифтовое машинное отделение.Причем доходят лифты только до 30-го этажа, дальше нужно подниматься по узкой винтовой лестнице, напоминающей подъем на колокольню церкви.
Панорамный вид |Но вид с этой башни открывается еще более впечатляющий, чем с любой колокольни: столицу видно как на ладони, в том числе Кремль и современные небоскребы ММДЦ «Москва-Сити». Также отсюда можно разглядеть вблизи архитектурные элементы высотки.
Песни сокола
В машинном отделении находится служебное помещение «Мослифта», взявшего вертикальный транспорт в высотке на свое обслуживание ещё в 1980-х годах. «В целом здесь мы отдыхаем: у нас есть стол, диван, стулья», — отмечает электромеханик по лифтам Владимир Кузнецов.
В теплое время года помимо красивых видов сотрудников радуют пернатые соседи — соколы.
«Да, самые настоящие соколы. Каждую весну орнитологи привозят сюда соколиную семью, и до осени эти хищники охраняют памятник архитектуры от ворон и других птиц. Живут в верхней части высотки, летают, кричат», — поясняет с улыбкой Вяльченков.
Мозг лифтов
«В былые времена механизмы лифтов занимали немало места, множество больших шкафов были заняты разной техникой», — делится воспоминаниями Кузнецов.
Современная техника сильно «уменьшилась», теперь работа оборудования контролируется с помощью микроэлектроники, которая умещается в один небольшой шкаф управления.А самый главный элемент — мозг лифта — представляет собой маленький чип.
Шкаф управления |Механизмы — лебедка, тормоз и электродвигатель — тоже стали намного меньше и соединены в одном объекте, так называемом моноблоке.
Используется в высотке на Котельнической и еще более современное оборудование, которое занимает еще меньше места. Шкаф управления, например, располагается в подъезде на последнем этаже рядом с лифтами, а моноблок — вообще прямо в шахте над тросами.
Стоп кабина!
Лифты в высотках от обыкновенных отличаются немногим: основная разница заключается в скорости движения. В небоскребах применяют лифты со скоростью от двух метров в секунду, в «Москве-Сити» есть лифты и со скоростью шесть метров секунду, а в обыкновенных домах скорость движения кабины равна 1−1,4 метрам в секунду, рассказывает Кузнецов.
Сотрудник у моноблока лифта |Но чем больше этажей в здании, тем больше работы у лифтеров. «Кстати, на самом деле мы — электромеханики. А “лифтерами” в былые времена называли лифтовых “швейцаров”, которые нажимали кнопки. Для таких служащих в кабинах устанавливали сиденье. Профессии этой давно уже не существует, а люди почему-то стали так называть нас», — удивляется Вяльченков.
В обязанности электромехаников «Мослифта» входит техническое обслуживание и ремонт лифтов. «Все системы должны находиться в идеальном состоянии, это важное условие безопасности», — подчеркивает Кузнецов.
При этом упасть в шахту, сорвавшись с тросов, лифт не может принципиально: у любого вертикального транспорта есть два надежных способа защиты от падения — электронный и механический. Если скорость движения кабины превышает номинальную на 15%, электроника это считывает и немедленно останавливает движение. Если и это не помогает, то на помощь приходит механика — из-под пола кабины выезжают ловители и фиксируют ее в шахте.
Мозгом дело не ограничилось
Помимо «мозга» у современных лифтов есть и «интеллект». Благодаря умным технологиям лифты могут не только «петь» или подсвечивать кнопочки, но и самостоятельно принимать решение, на какой этаж везти конкретного пассажира.
Степень интеллектуальной одаренности лифта зависит лишь от желаний и финансовых возможностей заказчика.Александр ВяльченковПо его словам, сегодня для лифта можно выбрать дизайн кабины, настроить необычное освещение, создать музыкальное сопровождение, подключить внутри wi-fi, установить видеокамеры, контроль доступа и много чего еще.
«Сегодня лифты при помощи распознавателя лиц могут даже запоминать постоянных пассажиров и самостоятельно отвозить их на нужные этажи», — добавляет Кузнецов.
В небоскребах, где больше 50 этажей, сейчас также используют единую «распределительную» систему вызова для групп лифтов: пассажиры указывают, на какой этаж им нужно при вызове. Такие лифты заранее программируют «маршрут» поездки, и их нельзя «перехватить» на других этажах.
«Эта технология помогает экономить энергию и время поездки. Также такие лифты удобнее использовать для пересадок: современные лифты максимально поднимаются примерно до 30 этажа, затем пассажирам приходится делать пересадку, если им нужен более высокий этаж», — добавляет Кузнецов.
- 2 510
- 0
- 30-03-2019, 18:30
Лучшие новости сегодня
Читайте также другие новости